03 Сен 2019

Как обеспечить рациональное питание школьника

Школьный возраст — важнейший период жизни человека. Пора от 7 до 17 лет — время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. В современном мире именно школьники принимают на себя и вынуждены перерабатывать все возрастающее давление информационного потока, воздействующего на них не только в школе, но и дома.

Помимо школьной программы многие дети и подростки дополнительно занимаются в кружках, спортивных секциях. Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.

Многие родители считают, что в деле устройства питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако, важно знать и понимать принципы рационального питания, и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.

Необходимо соблюдать четкий режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усваиванию пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний.

Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи:
— первый завтрак — дома в 7:00-8:00;
— второй завтрак — в 10:30-11:00;
— обед — в 13:00-14:00;
— полдник — в 16:30-17:00;
— ужин — в 19:00-20:00, не позже, чем за полтора часа до сна.

Для детей, обучающихся во вторую смену:
— завтрак — в 7:00-8:00;
— обед — в 12:00-12:30;
— полдник — в 15:00;
— ужин — в 20:00-20:30.

Важна адекватная энергетическая ценность рациона, полностью компенсирующая, но не превышающая энергозатраты ребенка, учитывающая возраст, пол, интеллектуальную и физическую активность ребенка. В зависимости от возраста, усреднено, совокупная энергетическая ценность рациона должна иметь соответственно:
— в 7-11 лет — 2300 ккал в день;
— в 11-14 лет — 2500 ккал;
— в 14-18 лет — до 3000 ккал.

Также необходима сбалансированность и гармоничность состава рациона по всем пищевым компонентам — белки, жиры, углеводы, макро и микронутриенты. Содержание белков, жиров и углеводов следует поддерживать в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по калорийности 10-15% : 30% : 55-60% соответственно. Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры — преимущественно растительные.

Стоит обратить внимание на обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла. Нужно обеспечить высокие органолептические и эстетические качества блюд, составляющих рацион. Избегать монотонности и однотипности меню для предотвращения приедаемости.

Рекомендуется щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриетную сохранность продуктов при приготовлении блюд (запекание, варка, приготовление на пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре. Блюда должны формироваться преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности. Допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты. Необходимо выделять не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15 минут для перекусов.

Если организация питания принятая в конкретной школе не одобрена родителями, необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи. Причем, при выборе перекуса, который ребенок возьмет с собой в школу необходимо предусмотреть сохранность его свежести на протяжении как минимум 4-5 часов. Соответственно, исключаются скоропортящиеся компоненты.

Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса в процессе (оптимально — пластиковый контейнер). Можно взять с собой фрукты (яблоко, груша, банан) и орехи 30-40 грамм, бутерброд с сыром или запеченным мясом. Важно не использовать сливочное масло и майонез — эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда. Несмотря на то, что в школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья (холодный чай, морс, негазированная вода).

Распространённые ошибки в организации питания школьника

Отказ от завтрака: отсутствие полноценного завтрака недопустимо для школьника. Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и ограничивают утреннюю еду чашкой чая. Но отсутствие аппетита утром возможно только при нарушении режима дня или питания. Возможно, ужин был слишком поздним или излишне плотным и калорийным. Другая ситуация — ребенок лег спать слишком поздно, и утром предпочитает уделить время сну, пожертвовав завтраком.

Питание преимущественно полуфабрикатами: конечно, готовые блюда, которые нужно только разогреть в микроволновой печи существенно облегчают жизнь родителям. Но, такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.

Использование в качестве перекуса высокоуглеводистых продуктов: красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи.

Дефицит употребления рыбы: в среднем Российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю, для обеспечения организма полноценным белком и йодом. Недостаточное употребление овощей и фруктов: желательно ежедневно употреблять не менее 300 г фруктов и 400 г овощей в день для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов.

Употребление кофеин содержащих энергетических напитков: часто этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни; выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но, и может стать причиной развития судорожного синдрома.

ещё
Что будем готовить?
АджикаАрбузБаклажаныБаранинаБисквитБиточкиБлиныБулочкиБургерыБурритоБутербродыВареникиВареньеВафлиВыпечкаГаспачоГлинтвейнГовядинаГолубцыГорчицаГречкаГрибыДесертДжулепДраникиЖелеЖульенЗакускаЗапеканкаЗаправкаИндейкаКабачкиКальмарыКанапеКапустаКарриКартофельКашаКаштаныКвасКексыКоврижкаКолбасаКонфетыКотлетыКреветкиКремКроликКруассаныКукурузаКурицаЛазаньяЛукЛюля-кебабМакароныМаффиныМидииМорепродуктыМорковьМороженоеМорсМохитоМуссНапитокОгурцыОкрошкаОладьиПастаПахлаваПаштетПельмениПерецПеченьПеченьеПирогиПиццаПловПончикиПрофитролиПряникиПудингПуншРагуРакиРасстегаиРизоттоРисРулетРыбаСалатСбитеньСвеклаСвининаСельдирейСлойкиСмузиСоленьяСосискиСотеСоусСпагеттиСупСуп-пюреСуфлеСушиСырникиТажинТарталеткиТелятинаТестоТефтелиТирамисуТоматыТортТостыТыкваУкрашениеУткаФасольФахитосФетучиниФрикасеФриттатаХачапуриХолодецХот-догЦветная капустаЦукатыЧебурекиЧизкейкШаурмаШашлыкШоколадШпинатШтрудельЯблокиЯйца
ещё
Обсуждения