Онлайн-продажи продуктов в 2020 году выросли в три раза
Как показали данные исследования INFOLine, общий объем рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в 2020 году вырос на 314% и превысил 135 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составлял 43 млрд рублей.
Аналитики отмечают, что пандемия способствовала динамичному росту онлайн-продаж во всех крупнейших городах России. В большинстве регионов пиковые показатели были достигнуты в мае 2020 года. Летом 2020 года онлайн-продажи снизились, что объясняется как поэтапным снятием ограничений, так и традиционным летним сокращением продаж. Но в сентябре активный рост рынка возобновился и онлайн-продажи превысили показатели мая, причем наиболее динамичный рост демонстрировал сегмент экспресс-доставки.
Лидерами по объему продаж еды через интернет, как и всегда, стали Москва и Санкт-Петербург. При этом доля онлайн-продаж в общем обороте продовольственных товаров в Петербурге несколько выше — 2,3-2,5% против 2-2,2% в столице.
Раньше на рынке онлайн-ретейла существовало мнение, что продукты через интернет покупают только жители этих двух регионах, однако исследование показало, что в регионах появляются новые игроки и со своими услугами выходят федеральные компании, и отставание регионов от Москвы и Петербурга будет очень быстро сокращаться.
Среди крупнейших провинциальных городов лидером является Краснодар. Существенные средства в развитие онлайн-торговли там вкладывает «Магнит». Кроме того, в топе Казань, где кроме обычных сервисов категории «впрок» представлены сервисы экспресс-доставки («Самокат», «Яндекс.Лавка», «ВкусВилл», «Пятерочка Доставка», «Ленточка»), Ростов-на-Дону, где с середины 2020 года федеральные ретейлеры FMCG начали запускать экспресс-доставку, и Екатеринбург, в сегменте foodtech которого представлены местные сети FMCG (интернет-магазины развивают «Кировский», «Гипербола», «Монетка» и др.). Есть там и федеральные компании («Лента», METRO, «Сбермаркет» и др.) В ближайшем будущем в регионе планирует запуск онлайн-ретейлер «Утконос».